Ниже изложены высказывания некоторых известных барабанщиков о настройке барабанов. Эти музыканты согласны с общими принципами о которых говорил Bob Henrit в своей статье "Настройка барабанов", и знание которых может пригодиться тем, кто интересуется настройкой барабанов. Повторим мысль Боба Хенрита о том, что не существует однозначно правильного метода настройки, способного удовлетворить всех. И часто бывает, что метод найденный вами с таким трудом, применим только в музыке играемой вами, и никому более не подходит.
Некоторые из барабанщиков разработали свои системы настройки барабанов и не торопятся делиться сокровенными знаниями, обретенными методом проб и ошибок. На вопрос "Как вы это делаете?", они рекомендуют вам приобретать соответствующие навыки самостоятельно. Некоторые музыканты действительно не могут объяснить того, как они добиваются звучания своих барабанов. Так бывает: настроить могут прекрасно, а объяснить, как это делается - нет. Другие же не делают секрета из своих методов настройки и охотно делятся знаниями и опытом. Их ответы на вопрос вынесенный в заголовок, мы приводим ниже:
"Я настраиваю установку начиная с самого большого тома вверх, (особенно в установках с большим количеством томов), чтобы звук самого большого тома с был максимально низок, но без характерного рокота появляющегося, если пластик натянут слишком слабо. Я всегда настраиваю нижние пластики выше чем верхние. Люблю, чтобы томов было побольше и они окружали меня со всех сторон. Поэтому, чтобы эта батарея хорошо звучала, я уделяю особое внимание состраиванию томов между собой." - Steve Holland (сессионный барабанщик, эндорсер Paiste Cymbals, Premier Drums, D.W и микрофонов A.K.G).
"Не демпфируйте ваши барабаны слишком сильно ни для занятий, ни для концерта. Часто достаточно использовать барабаны с двумя пластиками и фетровую колотушку для бас-барабана. Для рабочего барабана (если он у вас не пикколо) используйте заглушающее кольцо." - Tom Peroutka (барабанщик Speed/Heavy Metal группы Maniac).
"Томы: Снимите верхний пластик и равномерно настройте нижний, чтобы получить необходимую вам высоту барабана. Установите ударный пластик и натягивайте его равномерно, пока высота не станет несколько больше, чем у нижнего пластика, и не придется вам по вкусу. Устраните гармонический резонанс, ослабив дальний болт. Изменяйте высоту тона, настраивая только резонансный пластик. Закручивайте болты по схеме, которую предложил Bob Henrit - она оптимальна." - Stuart Tosh (барабанщик Pilot, The Alan Parsons Project, 10cc, Camel, Roger Daltrey).
"Я всегда настраиваю мой нижний пластик на один полный тон выше ударного пластика." - Damjan Dašić (барабанщик E-Play и Presing).
"Настройка ваших барабанов должна зависеть от музыки, которую вы играете. Если я собираюсь играть би-боп в трио или квартете и мне предстоит много работы щетками, я буду использовать на всех барабанах белые, шероховатые (например серии TS, RM) пластики. Томы я настрою довольно высоко, а на бас-барабан установлю два пластика. При этом постараюсь минимально демпфировать бас-барабан, чтобы звук его был гулким. Рабочий барабан я бы, напротив, задемпфировал бы достаточно для того, чтобы хорошо выделялся часто используемый при игре в этом стиле звук римшота.
Также важным фактором при игре в стиле би-боп является размер барабанов. Я использовал бы 20" бас-барабан и 10" и 14"томы.
Для игры в более тяжелых музыкальных направлениях, таких как рок, поп, фанк или латин, я использовал бы закрытые томы. Отскок палки у таких томов более сильный благодаря дополнительной упругости воздуха, заключенного между пластиками, что меня очень устраивает.
Экспериментирование - ключ к успеху при настройке барабанов. Только с опытом вы достигнете желаемого звука. Если вы хотите, чтобы звук вашего бас-барабана был глубокий и "глухой", тогда вы можете попробовать поместить внутрь него подушку или одеяло. Если вы хотите получить очень жесткий звук, используйте деревянную колотушку; если вам необходим звук более мягкий, используйте колотушку из фетра.
Соответственно я настраиваю и мой рабочий барабан. Если мне предстоит играть фанк или латин, я натягиваю верхний пластик довольно сильно, но при этом увеличиваю демпфирование. В результате звук получается как бы "надтреснутым". Если я хочу получить "роковый" звук рабочего барабана, я ослабляю натяжение верхнего пластика для достижения более низкого, глубокого звука." - Steve Washington (барабанщик Whitney Houston, Texas, Take That).
"Имейте в виду, что при поиске оптимального звука приходится довольно часто идти на компромисс потому, что иногда самый лучший звук получается только при очень интенсивном ударе, при более же слабом ударе, звук может быть далеко не так хорош, а то и просто ужасен." - Pete Barnacle (барабанщик Gillan, Girl, Broken Home, Spear of Destiny, Theatre of Hate)
"Я настраиваю нижний пластик моего рабочего барабана весьма высоко, значительно выше, чем верхний. Ударный пластик, впрочем, я также натягиваю довольно сильно. Нижний пластик я предпочитаю использовать тонкий, а наверх ставлю белый пластик с белой же точкой в центре. Для небольшого дополнительного демпфирования я использую маленький кусочек специальной демпфирующей ленты Gaffer." - Daniel Donnelly "Zoro" (американский R&B и hip hop барабанщик, известный по работам с Lenny Kravitz, Bobby Brown, Frankie Valli and the Four Seasons, New Edition, Jody Watley, Sean Lennon, Philip Bailey, Lisa Marie Presley, Throttle Body Motorcycle Club).
"Я настраиваю и ударный и резонансный пластики на необходимую ноту в унисон. Затем слегка расстраиваю ударный пластик чтобы барабан "запел". Как правило, для этого бывает достаточно расстроить один болт." - Andy Barron (джазовый барабанщик с большим опытом сессионной работы, играл с Doncaster Youth Jazz Orchestra, Rhone-Alps Jazz Big Band. Является эндорсером барабанов Canopus).
"При настройке закрытых томов, я, положив ладонь на центр одного из пластиков, постукиваю около его края, чтобы услышать ноту. Затем, проделав то же самое с противоположным пластиком, я сравниваю их ноты. Обычно, я стараюсь настроить оба пластика как можно ближе друг к другу." - Charlie Morgan (британский барабанщик и перкуссионист. Играл в коллективах Orleans и Tom Robinson Band. Принял участие в записи альбома Элтона Джона "Ice on Fire").