пятница, 28 января 2011 г.

Диддлы на все случаи жизни


В данной статье я хотел бы поделиться с Вами очень интересным, а главное эффективным упражнением, позволяющим не только развить прекрасную координацию движений, но и имеющим широкий спектр применения непосредственно на всей ударной установке.

Что такое "дидл"? Два удара одной рукой. Наиболее часто обсуждаемый ритмический рисунок на основе дидлов – это "парадидл"

Уметь играть дидлы когда угодно и какой угодно рукой, независимо от действий других конечностей, – вот ключевой момент.

Почему?

1) Дидлы сменяют вашу ведущую руку. Парадидл, представляющий собой дробь одиночными с ведущей правой рукой, сменяется на одиночные удары, которые ведутся левой. Еще более явно этот эффект проявляется в двойных или тройных парадидлах. Это важнейшее преимущество при исполнении соло и заполнений.

2) Дидлы дают противоположной руке время выполнять удары на других частях установки. Например, пока правая ваша рука исполняет дидл, левая может перемещаться от тома к тарелке крэш, играя заполнение.
3) Много прекрасных и полезных барабанных грувов родилось и еще родятся из этой разновидности рудиментов.

Поэтому мы, барабанщики, должны уметь играть дидлы когда угодно и где угодно. Далее приводятся несколько практических техник для приобретения этой способности.
Для наглядности рассмотрим "перемещение" [иначе – "пермутация", англ. Permutation], благодаря чему вырабатывается упражнение, которое охватывает все возможные позиции дидла в последовательности из восьми ударов. Перемещение означает следующее: берется какой-нибудь рисунок, и в этом рисунке смещается стартовая точка. Этот принцип можно применять и к другим рисункам и даже к битам. В данном случае мы производим постепенное перемещение внутри парадидла, а результаты затем "перетасовываем", чтобы в итоге получить блоковое упражнение, которое легко играется и запоминается – чтобы его можно было играть под столом или на коленях во время ожидания автобуса на остановке.

RLRR LRLL x4
RRLR LLRL x4
RLLR LRRL x4
RLRL LRLR x4
LRLL RLRR x4
LLRL RRLR x4
LRRL RLLR x4
LRLR RLRL x4

Ниже представлена обучающая программа из пяти фаз, которая может занять несколько месяцев, если ежедневно уделять упражнениям небольшое количество времени. Результаты будут блестящими и вполне окупят все усилия.

ФАЗА 1 – Ознакомление с каждой из частей
Возможно, вы уже и так давно знакомы с каждой из 8 полученных путем перемещения комбинаций или хотя бы с некоторыми из них. На этом этапе мы упражняемся с каждой комбинацией отдельно и доводим их все до одинаковой скорости, при этом конечная наша цель – научиться играть каждую из них, соблюдая единообразие в плане динамики (громкости), технике рук и плавности.
Установите метроном на 1/4 = 60 уд/м (bpm). Проиграйте отдельно комбинацию шестнадцатыми в этом темпе (т.е. по 4 удара на клик) на протяжении нескольких минут, потом увеличьте темп до 70, затем до 80 – и так далее, пока не дойдете до 120 уд/м. Применяйте эту систему постепенного повышения темпа к каждой из комбинаций по разу в день в течение нескольких недель.
Вы, возможно, обнаружите, что некоторые комбинации даются легче других. Продолжайте следить за своим прогрессом и уделяйте больше времени тем, что даются труднее. При необходимости можете даже снизить скорость или повышайте темп более плавно (например, пусть каждое очередное повышение составляет 5 уд/м. вместо 10)

ФАЗА 2 – Переходы
Это связующее звено в упражнении. При более быстрых темпах переходить с одной комбинации на другую бывает непросто. Например, я нахожу переходы от RLRL LRLR к LRLL RLRR в начале довольно сложными.
Попробуйте медленно проработать упражнение несколько раз целиком без метронома. Уделяйте внимание каждому переходу, который дается вам не очень гладко. Запомните обе комбинации, задействованные при переходе (как в моем примере выше), и затем исполняйте их отдельно в виде мини-упражнения. Проигрывайте их ежедневно по несколько раз и постепенно прорабатывайте все 8 комбинаций в виде целого упражнения как минимум по три раза (все это без метронома). Уделите этому пару недель.

ФАЗА 3 – Совмещение вместе
Теперь вы готовы к усвоению всего упражнения. Установите метроном на 1/4 = 60 уд/м. Играйте все упражнение шестнадцатыми в таком темпе на протяжении нескольких минут, потом увеличьте темп до 70, затем до 80 – и так далее, пока не дойдете до 120 уд/м. Делайте это ежедневно в течение нескольких недель или даже месяцев. Концентрируйтесь на том, чтобы сохранять динамику единообразной, а ноты ровными. Возможно, вы обнаружите у себя тенденцию акцентировать первый удар каждой шестнадцатой, когда он совпадает с кликом метронома. Это приемлемо в первую неделю, пока вы уделяете главное внимание темпу и рисунку, однако в дальнейшем работайте над выравниванием всех ударов.
Время от времени старайтесь проигрывать все упражнение по три раза подряд без метронома. С каждым повторением постепенно увеличивайте скорость. И отмечайте, насколько далеко можете продвинуться.
На этом этапе вы обнаружите, что выучили рисунок наизусть. Это полезно, поскольку теперь вы можете включать его в разминку перед концертами и упражняться с ним в автобусе, под столом или на руле автомобиля.

ФАЗА 4 – Акценты
Теперь мы готовы продвинуться на ступеньку выше. Поскольку каждая комбинация состоит из 8 ударов, возможностей имеется очень много. По мере продвижения вперед вы и сами можете их исследовать, а пока что давайте рассмотрим четыре наиболее важных.
1) Акцентирование первой доли каждой шестнадцатой.
Это легко, поскольку совпадает с кликом метронома, – возможно, вы и так уже это делаете. Быстро прорабатывайте упражнение, увеличивая темп от 60 до 120 уд/м.
2) Акцентирование третьей доли каждой шестнадцатой.
Это чуть сложнее. Медленно прорабатывайте упражнение с постепенным увеличением темпа, при необходимости можете даже начать с 50 уд/м. Уделите несколько недель исключительно этому упражнению.
3) Акцентирование первой и третьей доли каждой шестнадцатой.
Одновременное исполнение обоих акцентов на протяжении пары недель.
4) Акцентирование дидлов.
Это пригодится для следующего этапа. Как и раньше, прорабатывайте упражнение, постепенно увеличивая темп, – каждый день на протяжении одной-двух недель.

ФАЗА 5 – Инструментовка
Сыграть это на установке можно по-разному. Наиболее иллюстративный способ, при котором подчеркиваются различные рисунки, – это игра правой рукой на томе 3, а левой рукой – на томе 1.
Еще один способ, пожалуй, еще более полезный, – это то, что я называю "нижними" дидлами. Исполняйте рисунок на томе 1 и томе 2, но все дидлы играйте на малом барабане. Продвиньтесь еще на шаг и играйте рисунок на тарелках, а дидлы – на малом (в унисон с тарелками выполняйте удары на бас-барабане).

Кроме того, пробуйте и "верхние" дидлы: исполняйте рисунок на малом барабане, а дидлы – на томах.

Данную программу обучения можно использовать применительно и к другим упражнениям / рудиментам.

Успехов Вам, друзья!

По материалам - DrumSpeech.com 


Читайте также - Азбука барабанщика. 40 популярных рудиментов (аппликатура + видео)