среда, 26 ноября 2014 г.

О нарушениях слуха вслух

О нарушениях слуха

Исходя из принципа "предупрежден - значит вооружен" я решил вспомнить одну часто упоминаемую, но от этого не менее актуальную тему - нарушения слуха у музыкантов. И если туннельный синдром у барабанщика, или кривошея у скрипача это скорее узкоспециализированные болезни, то проблема слуха может подстерегать всех и вся.

О причинах, последствиях и защите от нарушения слуха читайте ниже.

Как мы слышим?

В норме звуковые волны, пройдя через наружный слуховой проход, достигают барабанной перепонки и вызывают ее колебания. Эти колебания через систему слуховых косточек передаются в улитку – орган, где давление волн преобразуется в нервные импульсы. Таким образом, наружный слуховой проход, барабанная перепонка и слуховые косточки составляют звукопроводящую систему, а улитка является органом, воспринимающим звук.

Потеря слуха возможна вследствие нарушения проведения звука к улитке, повреждения самой улитки, нарушения передачи нервных импульсов от улитки в мозг или неспособности мозга правильно «расшифровать» полученные импульсы.

Потеря слуха зачастую происходит постепенно. Иной раз мы не замечаем ничего до самого последнего момента, но если вы играете или слушаете громкую музыку продолжительное время, то можете быть уверены, что ваш слух слабеет...

Что объеденяет Пола Эллиотта (Paul Elliott), Марка Мондезира (Mark Mondesir) и барабанщика Бэйби Шемблеса (Baby Shambles) Адама Фичека (Adam Ficek)? Да, они все играют на барабанах. Но есть один важный момент - для продолжения занятий музыкой им необходимо её слышать. Проблема потери слуха в музыкальном мире всегда имела своё место. Но так как музыка становилась всё громче и громче, эта проблема стала проявляться ярче. Только подумайте о Пите Таунсхенде (Pete Townshend), Поле Гилберте (Paul Gilbert) или барабанщике Билли Джоэла (Billy Joel) Либерти Девито (Liberty Devito), каждый из которых играет, преодолевая трудности нарушения слуха. А как на счёт, возможно самых известных ушей в мире, сэра Джоржа Мартина (George Martin), которому пришлось уйти в отставку из-за потери слуха? Управляющий директор компании Advanced Communication Solutions Энди Шиак (Andy Shiach) стал экспертом в этой области и вы должны относиться к его словам, как к словам ангела хранителя вашего слуха.

Andy Shiach
Andy Shiach
"Мне было 19 лет и я играл на клавишах в группе. Звукотехник на реп-базе закоротил мониторы и меня просто сшибло со стула. Это привело к очень громкому звону в ушах, а потом я обнаружил, что не могу выдерживать вообще никакого шума. Ложка, бьющаяся о края кружки, вызывала агонию, такое состояние называется гиперакузия (патологически повышенное восприятие обычных звуков). Это было очень давно. Тогда ещё не было информации обо всём этом, как сейчас, в итоге это вылилось в целых 6 месяцев мучений. В конце концов, я полностью сменил подход к восстановлению и меня начало отпускать, и я начал постепенно выдерживать всё больше и больше звуков. Теперь это называется retraining therapy (переподготовительная терапия). К счастью, проблемы с восприятием звука меня больше не беспокоят."

Назад пути нет!

Но это вовсе не значит, что слух восстанавливается сам по себе. Если вред был нанесён, то ни чего не поделаешь, назад пути нет. К счастью, наш замечательный мозг способен адаптироваться, и сейчас существуют техники способные уменьшить некоторые последствия травмы.

"Мой слух и сейчас в ужасном состоянии," продолжает Энди. "Но звон в ушах и гиперакузия особо не беспокоят меня сейчас. Правда никуда они не подевались, и если я не одену беруши на концерте, то пару дней потом гарантированно буду испытывать дискомфорт. Большинство людей думает, что "нарушение слуха" это когда ты оглох. В моём случае было наоборот - я слишком много стал слышать. Вот взять, например, звон в ушах. Да у всех он был когда-либо, кто хоть раз ходил на концерт или в клуб. Ложишься спать и слышишь его. Это предупреждающий знак нам всем, но разве мы обращаем на него внимание, если уже следующим утром его и след простыл?"

Но для кого-то наступает утро, когда звон остаётся. А через несколько дней приходит понимание, что дела совсем плохи и звон этот никогда больше не отпустит. Более того, ужас в том, что на самом деле ничего с этим толком поделать нельзя, разве что остановить дальнейшее прогрессирование. Так в чём же разница между постоянным и временным нарушением слуха? Почему некоторые люди никогда не сталкиваются с такими проблемами, а у других наступает тот самый ужасный день, когда жизнь портится навсегда? Похоже, что после пагубного воздействия, проблемы со слухом испытывают все люди, но значение имеет именно степень нарушений. Как мы можем предсказать, когда и как это случится с нами?

"Никто толком не знает. Одни говорят, что роль играет повреждение волосяных луковиц во внутреннем ухе, но на деле нужно воспринимать уши как проводник информации к мозгу. Взять, например, глаза - ведь это не глаза видят, это мозг интерпретирует сигналы от глаз в образы. Со слухом та же история. Если механизм посылающий сигналы к мозгу повреждён, то это конечно отразится на том, что и как мы слышим."

Так что получается, повреждено ухо или восприятие сигнала от него?

"В самых крайних случаях, когда людям удаляли слуховой нерв, из-за того, что они не могли больше терпеть звон, после операции (которая оставляет пациента глухим) у некоторых по каким-то причинам оставался звон, тогда как у других людей процедура проходила успешно. Так что, к сожалению, мы пока ещё не знаем всех деталей происходящего."

Неведение.

Перейдём от крайнего случая ужасающей перспективы перенести жесточайшую операцию по удалению слухового нерва без каких-либо положительных последствий, к попытке понять влияние громкости на тех из нас, кто всего пару раз в неделю репетирует и даёт один другой концерт в выходные. Когда звон проходит в воскресение к обеду - пронесло ли? Нет, не всё так просто.

"Мы наблюдаем многих музыкантов годами, каждый из них подвергался продолжительному воздействию громких звуков, испытывают ли они те или иные проблемы со слухом. В молодости мы думаем, что неуязвимы, но нет ни одного основания полагать, что возраст может спасти от травмы. Если говорить людям об этой проблеме, то они хотя бы смогут решить её для себя. К счастью, сейчас кумиры молодёжи уже вовсю используют защиту, тем самым давая положительный пример, но всё равно психологический барьер ещё слишком крепок. Мы всё ещё производим больше защиты для людей уже имеющих проблемы, чем для здоровых, но разница начинает выравниваться."

Сколько и как?

Если вы сходите проверить слух, то вас уже может ждать неприятный сюрприз. Вы думаете, что все в полном порядке, а аудиограмма покажет, что у вас полностью пропало восприятие звуков в районе 10 КГц левым ухом. А вы и не замечали, но это уже шаг к большим проблемам. Конечно вы тут же решите что-то с этим сделать, но какой уровень защиты необходим для вас? -9 Дб не будет ли мало? А -25 Дб не станет перебором? Всё зависит от громкости и продолжительности воздействия.

"Пиковая громкость вашей группы может достигать даже 140 дБ, но средний уровень за репетицию, например, останется около 100 дБ. Мы как-то замеряли уровень громкости в школе самбы, средний получился целых 108 дБ. Это очень громко при такой продолжительности. А вообще, довольно трудно воспринимать децибелы в простом численном измерении, ведь зависимость совсем нелинейна — каждый раз, когда что-то становится всего на 3 дБ громче, означает, что громкость увеличилась в 2 раза! В ДВА! И в два раза сокращается время безопасного прослушивания. Как видите, всё очень сильно зависит от того, как громко, и сколько по времени осуществлялось воздействие. Взять, например, официальные государственные нормы для рабочего места: 8 часов при 85 дБ, 4 часа при 88 дБ, 2 часа при 91 дБ и т.д. 103 дБ дозволено терпеть 7,5 минут, а когда мы, наконец, доберёмся до 108 дБ, то окажется, что пары тактов с брейком в конце вполне себе достаточно. В день. Один раз. Не рекомендуется подвергаться более 85 дБ в течении 8 часов в день, так что если ваша группа играет при 100 дБ, но вы используете защиту на -15 дБ, то вы можете играть хоть все 8 часов без опаски, а без защиты, напомню, получается всего 15 минут. Поэтому и важно подбирать непосредственно под свой конкретный случай степень защиты, чтобы не пострадало чувство музыки, точность исполнения и контроль, но и уши при этом не страдали."

На первый взгляд, професиональная защита ушей стоит дорого, но когда вы в очередной раз будете прикидывать, какую парочку новеньких крешей приобрести, вспомните о том, что защитив уши сейчас, вы сможете наслаждаться своими инструментами намного дольше. Да и музыкой в целом.

Stewart Copeland: Вы должны рассказать всем о защите ушей, я потерял слух на частотах около 14 кГц в левом ухе. Мой малый барабан столь остро и высоко звучит, что он причиняет вред ушам, причём не только его громкость, но и узкий спектр звучания. Уши просто не успевают закрыться. Многие музыканты, включая Джефа Бека (Jeff Beck) и Энди Саммерса (Andy Summers), мучаются от сильного звона в ушах. По моему опыту гитаристам достаётся даже больше нашего. Посидеть на концерте разок или порепетировать на неделе может и не страшно, но если вы собираетесь зарабатывать этим на жизнь, то защита просто необходима.

Когда бы вы не садились за барабаны, используйте защиту, особенно на репетициях и саундчеках, чтобы привыкнуть. Пару раз бывало, что я уходил со сцены, снимал беруши, а потом нас вызывали на бис, и я в спешке забывал надеть их обратно - это же безумно громко!

Повреждение уха постепенно накапливается.

То, как Вы как вы относитесь к своим ушам сегодня – скажется на вас в будущем, и, если вы перенапрягаете уши громкими шумами, то постепенно повреждение будет накапливаться и накладываться на травмы ушей, которые были до этого.

Повреждение уха сохраняется постоянно.

От этого нет никакого лечения. Так что отнеситесь к этому очень серьезно. У моего папы был звон в правом ухе в течение двадцати лет. Когда начинается звон в ушах, нас вводит в заблуждение то, что он периодически пропадает. Это наводит нас на ложную мысль, что звон постепенно пройдет и ухо « заживет» как рана на коже. Это не так. Если у вас появился звон – вы в опасности и должны срочно предпринять действия к спасению своего слуха, потому что в следующий раз гудение может стать постоянным!

Повреждение уха не всегда проявляется явно.

Иногда есть боль, и мы стараемся уйти в более тихую обстановку, но часто нет никакой боли. В любом случае, повреждение, какое бы оно не было – это всегда опасно.

Время от времени Вы встречаете человека, который думает, что он – сверх человек и ему это не грозит. Он говорит: "громкие звуки не затрагивают меня."

Но вот вы встречаете этого же человека через двадцать лет, и от него слышно уже такие фразы: "Как? Что? Не могли бы вы говорить погромче?"

Наушники столь же разрушительны. Многие децибелы находятся в спектре, который человеческое ухо не слышит. Так, если это громко вашим ушам - тогда, это громко, независимо от того, является ли спикер 18-дюймовым конусом или 3mm диафрагмой наушника.

Для барабанщиков.

Решение очевидно - затычки для ушей. Но они создают неудобства и беспокойство. Затычки убивают частоты, и уменьшают способность слышать объем и контролировать динамику. Они постоянно пачкаются и легко теряются, поэтому я всегда держу несколько пар в разных местах. Естественно, я не ношу их постоянно с собой, но распихиваю их во все чехлы для барабанов, чтобы они всегда были под рукой. Я использую их в течение репетиций и избегаю громких ночных клубов. Также, магнитола в моей машине и громкость при записи в студии тоже всегда выстроены на разумный уровень. Если есть возможность, то стараюсь заниматься на электронных барабанах, а не на акустических.

Дальнейшие мысли.

Проведем эксперимент: выньте затычки из ушей и нанесите очень громкий удар в барабан. Уши фактически защищают себя, блокируя громкость, но это не останавливает повреждение. Это – как синдром кипящей лягушки. Поместите лягушку в кастрюлю с горячей водой, и она немедленно выскочит. Поместите лягушку в прохладную воду и затем медленно начните подогревать, и лягушка останется, и будет кипеть до смерти.

Решение.

Вот - некоторые примеры доступной защиты уха. Поролоновые затычки дешевы и относительно удобны, но они искажают звук так, что вам кажется, что тарелки звучат ужасно.

Более дорогие затычки разработаны, чтобы понизить децибелы поперек широкого диапазона частот так, чтобы снизить громкость, при этом оставляя точность звучания.

Moulded затычки для ушей могут быть дорогими и потребовать от вас посещение специалиста.

беруши для барабанщиков VIC FIRTH
Пример: беруши для барабанщиков VIC FIRTH
Полностью закрытые наушники очень эффективны, но могут придать вам глупый вид и мешать во время игры.

Проведите небольшое исследование, прежде чем покупать, и избегайте затычек разработанных для плавания. Они предназначены для того, чтобы не пропускать воду, а не звук. Посоветуйтесь с другими барабанщиками или с продавцами в музыкальных магазинах.»